Главная » Статьи » Полезная иформация

Маневренное катание на коньках
Искусство маневренного катания является залогом успеха игры в хоккей. Некоторые познания в области техники маневренного катания могут также усилить удовольствие, которое получают от этой игры зрители. В самом деле, большинство игроков Национальной хоккейной лиги искусно владеют этим видом катания, выполняя его элементы с такой непринуждённостью, что для них, кажется, не составляет никакого труда делать все эти скрестные шаги, торможения двумя коньками, “самокаты” и т.п. Иначе и быть не может. Хоккеист, который был бы явно сосредоточен на том, чтобы правильно перенести вес своего тела при повороте или придать нужный угол ведущему коньку при торможении двумя коньками, выглядел бы таким же неуклюжим, как баскетболист, не умеющий вести мяч не глядя на него. 
Существует добрый десяток приёмов маневренного катания, которые со стороны кажутся простыми. Однако научиться владеть ими - дело нелёгкое. Молодые хоккеисты, к сожалению, редко следуют правильной методике становления приёмов маневренного катания, а между тем их игровое будущее мастерство - если, конечно, они вообще собираются постичь таинства игры в хоккей - зависит от того, в какой степени им удастся овладеть премудростями маневренного катания. Переходя теперь к описанию некоторых конкретных приёмов, я хотел бы напомнить о необходимости правильной постановки туловища, поддержания равновесия и правильного выполнения шага при свободном катании. Маневренное катание требует от хоккеиста быстрого переноса тяжести тела, обеспечивающего изменения в направлении движения и скорости. В результате длительных тренировок все подобные “регулировки” равновесия должны стать такими же автоматическими, как дыхание хоккеиста. 
Скрестный шаг
Одним из первых приёмов катания, которыми овладевают начинающие, является скрестный шаг, или, как этот приём кое-где называют, “резаные круги”. Когда катающийся выходит на лёд городского катка, он катается как бы по вытянутому кругу. Вдоль сторон катка он движется по прямой, а приближаясь к концу ледяной площадки, замедляет ход и перебрасывает один конёк через другой. В НХЛ скрестный шаг достигает совершенного исполнения, когда, например, такой хоккеист, как Жан Беливо из Монреаля, идёт за собственные ворота и подхватывает от своего защитника шайбу, начиная очередную атаку. Беливо может заходить за ворота и с той, и с другой стороны, и делая скрестный шаг, он никогда не теряет равновесия. Остающийся сзади конёк он ставит под таким углом, чтобы он как можно глубже врезался в лёд, и хотя туловище Беливо более выпрямлено. чем у большинства хоккеистов, прекрасно владеющих коньками, такое положение для него наиболее удобно. И что самое главное, Беливо всё время сосредоточен на шайбе и предстоящем развитии комбинации. Заметьте, я сказал, что Жан Беливо может заходить за свои ворота и с той, и с другой стороны, тогда как многие хоккеисты делают это только ввиду крайней необходимости. Объяснение здесь простое: для большинства катающихся на коньках - как хоккеистов, так и не хоккеистов - выполнение скрестного шага в одну сторону удобнее, чем в другую. Тем не менее, способность одинаково хорошо выполнять скрестный шаг и влево, и вправо составляет одну из тех, казалось бы, маленьких чёрточек, которые отличают хорошего хоккеиста от хоккеиста “так себе”. Каждый из нас может сказать, что он чаще использует в работе или правую, или левую руку. Что касается ног, то мы тоже или левши, или у нас сильнее правая нога. Сознание навыка хорошего скрестного шага в естественно привычном направлении - дело сравнительно лёгкое. Путём же регулярных упражнений мы можем выработать способность выполнять скрестный шаг и в обе стороны. 
Естественное выполнение скрестного шага в привычную сторону всегда должен учитывать защитник, в направлении которого развивается атака. Если защитник хорошо изучил манеру катания устремляющегося в его направлении игрока, ведущего шайбу, он не ошибётся в определении того, какую сторону атаки предпочтёт нападающий. Можно идти на пари, что при прочих равных условиях нападающий будет делать скрестный шаг в привычную сторону. А это значит, что защитник уже будет иметь определённое преимущество перед атакующим игроком. Каждый хоккеист должен научиться выполнять скрестный шаг в обе стороны с одинаковой лёгкостью. Пока же большинство игроков предпочитают выполнять этот приём в одну и ту же сторону. Поэтому, если вы будете знать привычки хоккеистов, вы сможете предугадывать рисунок игры. В начале выполнения скрестного шага необходимо перенести вес своего тела на конёк, в сторону которого вы намереваетесь направить движение. Вонзите конёк в лёд внешним ребром (расположенным ближе к внутренней части поворота) и удостоверьтесь, что колено в достаточной мере согнуто. Затем перенесите внешнюю ногу через внутреннюю, как бы описывая ею окружность, и опустите её на лёд, всё время помня при этом, что конёк для создания толчка вперёд должен врезаться в лёд внутренним ребром. 
При выполнении скрестного шага необходимо учитывать следующее: колени должны быть достаточно согнуты, внешним коньком следует отталкиваться в направлении движения, внутренний конёк должен осуществлять толчок внешним ребром. На эти элементы приёма надо обращать особое внимание, когда вы выполняете скрестный шаг в свою “слабую” сторону. Тренер, который не делает всего, чтобы научить молодых хоккеистов выполнять скрестный шаг в обе стороны, фактически пренебрегает одним из основных умений во владении коньками и, таким образом, не выполняет своего долга. 
Остановки и рывки с места.
Чередование остановок и рывков с места во многом делает хоккей зрелищно привлекательным видом спорта. Даже из лучшего конькобежца мира не выйдет хоккеиста, если он не научится в нужных случаях мгновенно останавливаться и изменять направление движения, вплоть до обратного. Останавливаться можно тормозя одним или двумя коньками или же “плугом”. Однако в ходе игры останавливаться, как правило, приходится неожиданно и быстро, а это лучше всего делать двумя коньками. Поэтому задумайтесь хотя бы на секунду о важности торможения двумя коньками. На каждую наступательную комбинацию, которая завершается взятием ворот соперников, приходится не менее сотни заканчивающихся отражением броска вратарём или перехватом передачи. Даже в НХЛ есть слишком много игроков, которые, видя, что атака их команды сорвана, не пытаются тут же остановиться и начать движение в обратном направлении. Вместо этого они скользят по инерции, описывая большие круги. Поскольку никаких усилий для инерционного скольжения не требуется, они не упускают эту возможность дать себе короткую передышку. Однако таких игроков можно считать потерянными для команды, если их товарищи подхватывают шайбу, начиная новую наступательную комбинацию, или если их ждут на своей половине поля для ведения единоборства с атакующими игроками команды противника. Не так уж много у тренера игроков на поле, дабы он мог мириться с тем, чтобы хоть один из них (и хотя бы на мгновение) был бесполезен в наступательном или оборонительном плане. Такого хоккеиста можно сравнить с футболистом, который в ходе игры захотел бы вдруг сесть на поле и немного передохнуть. 
Понаблюдайте на очередном матче, как много игроков укатываются от эпицентра хоккейной баталии на поле. Вас это, безусловно, удивит, и вы не раз спросите себя, почему же они не пытаются быть в гуще игровых событий, используя приёмы мгновенной остановки и перемещаясь по полю с максимальной пользой для команды. При торможении двумя коньками хоккеист должен быстро повернуть оба конька вправо или влево, согнуть колени и перенести тяжесть тела назад, создав тем самым давление на рёбра лезвий обоих коньков. Сила давления регулируется тем, в какой мере хоккеист выпрямляет колени. В момент остановки сила его ног гасит инерцию движения вперёд. Другой приём выполнения торможения двумя коньками состоит в том, что хоккеист сначала слегка подпрыгивает и поворачивается в воздухе, а затем опускается на лёд, врезая в него лезвия коньков. Таким приёмом лучше всего пользоваться для быстрой остановки, но управлять своим телом во время прыжка очень и очень сложно. Пытаться освоить этот внешне эффектный приём остановки может только тот, у кого прекрасно развито чувство равновесия и у кого исключительно крепкие щиколотки. Попробуйте выполнить остановку этим способом: прыжок, поворот - и в облаке ледяной пыли вы сразу же готовы изменить направление движения. Но помните: малейшая ошибка в расчёте и координации своих движений - и вы боком упадёте на лёд и будете беспомощно “дрейфовать” несколько метров, не только лишив себя возможности быть полезным для команды, но и сделав себя посмешищем для публики. 
При торможении одним коньком методика выполнения приёма та же, что и при торможении двумя коньками с прыжком. Вы поднимаете со льда внутренний конёк и, согнув колено и отбросив вес тела значительно назад, резко разворачиваете тело. Внутреннее ребро лезвия внешнего конька врежется при этом в лёд, причём скорость остановки будет пропорциональна силе, с которой вы будете выпрямлять ногу. Останавливаться вам на правой ноге или на левой - будет зависеть от того, где находится шайба или в каком направлении развивается атака. никогда не следует поворачиваться к шайбе спиной. Всегда надо останавливаться так, чтобы держать в поле зрения игровую ситуацию. 
Тормозить можно также “плугом”, однако пользоваться этим приёмом модно только при движении на малой скорости. Хоккеист поворачивает носки коньков внутрь и сводит колени вместе, примерно так же, как выполняют приём “плуг” начинающие лыжники. Такое положение ног даёт хоккеисту возможность оказывать равномерно распределённое давление на внутренние рёбра лезвий коньков, что приводит к постепенной остановке. Применяют приём обычно тогда, когда хоккеист подкатывается к группе игроков, участвующих в схватке за шайбу, или подъезжает к месту вбрасывания. На первый взгляд может показаться, что цель остановки любым способом вполне очевидна и объяснений не требует. Однако смысл остановок заключается не только в том, что хоккеист хочет остановить своё продвижение вперёд. Каким бы способом хоккеист ни останавливался, он также обязательно должен быть готов через мгновение снова начать двигаться, двигаться туда, где находится шайба или игрок соперников, с которым он должен вступить в единоборство. 
Отсутствие уверенности - самая большая трудность, с которой сталкиваются молодые хоккеисты при выполнении приёмов торможения и остановки. Возникновение неуверенности в своих действиях вполне объяснимо: из-за необходимости переноса тела и быстрого поворота тело на мгновение оказывается в воздухе, а это само по себе противоестественно. Единственный путь приобретения уверенности в собственных действиях - упорная тренировка. Только тренировка поможет также начинающему хоккеисту выработать правильный “глазомер” для постановки лезвий коньков под нужным углом ко льду. Если коньки не довернуть, то хоккеист только изменит направление движения, а если повернуть их слишком сильно, то вес тела “проскочит” мимо коньков и хоккеист упадёт. 
“Самокат”.
Немногие хоккеисты НХЛ уделяют должное время овладению этим приёмом, а тем не менее он является одним из самых простых и эффективных способов быстрого передвижения на короткое расстояние. Суть “самоката” состоит, попросту говоря, в том, что хоккеист делает ускорение в нужном направлении на одной ноге, а второй часто и мощно отталкивается ото льда. Хоккеисту, который сумел зацепить своей клюшкой шайбу в центре групповой схватки, часто удаётся выбраться из гущи борющихся игроков лишь применив “самокат”. Однако очень мало хоккеистов пользуются этим приёмом. Отработкой техники “самоката” так долго никто не занимается, что даже лучшие хоккеисты пытаются в сложной ситуации сразу же рвануться полным ходом и напролом лезть сквозь чащу ног и клюшек хоккейной свалки. Хоккеист же, который постиг технику “самоката”, может быстрее выбраться за пределы жаркой баталии и будет готовым к дальнейшим решительным действиям. Навыки этого приёма приобрести нетрудно, и если команда будет регулярно включать его в план своих тренировок, то хоккеисты очень скоро начнут постоянно им пользоваться в игре, добиваясь положительных результатов. 
Катание спиной вперёд 
Вот хорошо сыгранная пятёрка мчит по льду в сторону ворот противника, перепасовывая шайбу в таком темпе, что, кажется, за ней трудно уследить. Подобные эпизоды хоккейной игры оставляют едва ли не самое яркое впечатление. И надо сказать, что эти молниеносные атаки были бы ещё более продуктивными, если бы защитники не умели кататься спиной вперёд почти так же быстро, как и лицом вперёд. В настоящее время тренеры НХЛ вполне осознают необходимость постоянной практики в катании спиной вперёд. Но, к сожалению, понимание важности подготовки хоккеистов в этом первостепенном аспекте игры улетучивается по мере того, как мы идём от высшей лиги хоккея к его низшим ступеням. Одна из главных причин данного явления состоит в том, что катание спиной вперёд на длинных отрезках, практика в овладении техники остановок и рывков из этого положения требуют каждодневной черновой работы. Причём труда это требует много, а совершенствование приходит медленно. Однако, как крайний нападающий, которому далеко не безразлично состояние обороны противника, могу твёрдо сказать, что больше всего меня страшит в защитнике его умение кататься спиной вперёд. 
Конечно, нападающий тоже должен уметь кататься спиной вперёд, но владение этой трудно приобретаемой техникой может и не достигать у него той степени совершенства, какая требуется защитнику. У нападающего часто есть возможность остановиться и повернуться, тогда как защитник в своей зоне не может позволить себе повернуться боком или спиной к шайбе, если он хочет быть полезным для команды. Вероятно, одну из причин, почему в клубах низших лиг не придают должного значения катанию спиной вперёд, нужно искать в том, что защитнику, как и правило, приходится катиться спиной вперёд всего несколько шагов (за исключением тех случаев, когда защитник встречает мчащегося на него игрока противника между синей линией и своей зоной защиты, а соперник, ведущий шайбу, не обладает достаточным игровым мышлением и идёт прямо на защитника). Однако всегда надо помнить, что те несколько шагов, которые защитник движется спиной вперёд, могут явиться важнейшим фактором данного игрового эпизода. 
У хоккеиста, катящегося спиной вперёд, вид, правда, далеко не грациозный. Другое дело - движущийся спиной вперёд и делающий скрестный шаг фигурист. Он грациозен, когда, оглядываясь через плечо назад, размеренно катит длинными шагами. Но фигурист на льду один, и поэтому он может не опасаться, что игроки противника, несущиеся со страшной скоростью, снесут его на лёд. Хоккейный защитник должен сохранять полнейшее равновесие при движении спиной вперёд, приковать свой взгляд к шайбе и манипулировать клюшкой как удлинителем руки. 
Для хоккеиста движение спиной вперёд обычно сводится к серии “ёрзающих” движений в сторону и назад, причём ягодицы и бёдра играют первостепенную роль в перемещении веса тела. Выдвинув назад слегка наклонённое туловище, хоккеист переносит вес тела на одну ногу и в то же самое время поворачивает конёк наружу, следя за тем, чтобы большая часть веса и давления приходилась на носок. Весь секрет скорости при катании спиной вперёд заключается в том, насколько быстро хоккеист раскачивает бёдра и ягодицы и насколько сильно он толкается несущим вес тела коньком. Спору нет, сила ног и щиколоток также немаловажна, но эта сила будет развиваться по мере тренировки в создании нужной скорости за счёт раскачивания бёдер из стороны в сторону. Хотя защитник должен обычно вырабатывать умение быстро кататься спиной вперёд своеобразными взрывами, он должен также уметь переходить от движения спиной вперёд к рывку. который давал бы ему возможность мгновенно перемещаться из стороны в сторону или же даже строго вперёд. А это значит, что защитник должен отменно владеть техникой торможения. 
Тормозить можно поворотом носков коньков во внешнюю сторону и смыканием коленей внутренней частью. Наклоняясь несколько вперёд, хоккеист переносит вес тела на внутренние рёбра лезвий коньков и останавливается, выпрямляя ноги. Пожалуй, самым эффективным способом торможения будет некий перевёрнутый вариант торможения двумя ногами при движении вперёд. Для торможения боком при движении назад нужно оба конька повернуть в сторону против направления скольжения. Помня, что лезвия коньков должны лежать плашмя на льду, надо хорошо пригнуться, держа колени согнутыми. Скорость остановки зависит от силы выпрямления ног при одновременном утоплении лезвий коньков в лёд. Следует подчеркнуть, однако, что даже самый искусный в мире исполнитель приёмов катания спиной вперёд, умеющий быстро и зрелищно красиво останавливаться, будет мало полезен своей команде, если только он не сможет после движения спиной вперёд мгновенно начать движение вперёд или в сторону и сразу же включиться в игру. У любого хорошего защитника (а таких в НХЛ много) этот переход от движения назад к движению в сторону, а затем вперёд совершается настолько быстро, что он кажется почти непрерывным, трудно различимым в деталях манёвром. Никто не обладал этой способностью от рождения. Всё дело здесь только в упорной тренировке. 
Почти любой защитник НХЛ, пробывший в ней не менее пяти лет, постигает это искусство. Разумеется, и до прихода в НХЛ он мог кататься спиной вперёд, останавливаться и выполнять рывки в другом направлении, иначе и не видать бы ему высшей лиги, но ему потребовались ещё долгие тренировки, прежде чем он научился с видимой лёгкостью выполнять этот исключительно важный приём. В своём кратком рассказе о катании спиной вперёд я говорил главным образом о технике катания применительно к защитнику, действующему в своей зоне обороны. Нападающему реже приходится прибегать к этому приёму, но если уж нужда заставит его перейти на катание спиной вперёд, он, как говорится, должен поспешать. И хоккеисты любого амплуа, включая и форвардов, извлекут большую пользу из тренировок по отработке скрестного шага спиной вперёд. 
Скрестный шаг спиной вперёд представляет собой обратное изображение этого приёма при катании лицом вперёд и фактически сводится к выполнению поворота большими шагами, наподобие того, что делает фигурист, двигаясь спиной вперёд перед прыжком или вращением. На практике можно достичь большой скорости при выполнении скрестного шага спиной вперёд, хотя в нормальных условиях в ходе игры хоккеисту никогда не приходится пользоваться этим приёмом в течение длительного времени. Защитнику, встречающему несущегося на него игрока противника и движущемуся спиной вперёд, часто приходится менять направление движения. Он обязан не спускать глаз с приближающихся к нему соперников, ведущих шайбу. Если атакующие изменяют направление движения, защищающийся может воспользоваться приёмом “скрестный шаг спиной вперёд”, чтобы всё время находиться перед игроком, ведущим шайбу. Выше я изложил советы по выработке навыков катания самого общего характера, и, обучаясь кататься на коньках, каждый сможет в той или иной мере такие навыки приобрести. Что же касается хоккеиста, желающего постичь технику катания в совершенстве, то для него важны уже тонкости, особые хитрости и премудрости катания, которые десятки раз находят своё практическое применение в любой игре. 
Рывки и ускорения 
Рывок в хоккее можно сравнить с прыжком в воду пловца на старте спринтерской дистанции. Он имеет такое же значение, как, скажем, старт в беге на стометровку. однако рывок в хоккее требует способности начать стремительное перемещение в любом направлении, причём как из неподвижного положения, так и при движении вперёд или назад. Здесь нужно умение двигаться вперёд, в сторону и назад взрывным броском. Чтобы создать себе представление о том, как выполняется быстрый рывок с места, достаточно понаблюдать за Жилем Трэмбли из “Монреаль Канадиенс” во время вбрасывания шайбы в зоне защиты его команды. Трэмбли расслаблен. Он твёрдо держит клюшку крюком на льду, одна нога у него немного выставлена вперёд, а колени слегка согнуты и почти касаются друг друга. Со стороны кажется, что его колени вывернуты внутрь и стоять ему в таком положении неудобно. но на самом деле Трэмбли, не сводя глаз с шайбы , готов ринуться туда, где вот-вот завяжется игровая схватка, в то самое мгновение, как шайба окажется на льду. 
В хоккее счёт идёт на доли секунды. Как только шайба вброшена, она считается в игре. Нападающий должен быть готов мгновенно рвануться с места и включиться в игру. Во многих игровых ситуациях, создающихся сразу же после вбрасывания, именно от способности форварда делать рывок зависит, контролирует его команда данное игровое положение или нет. Самыми важными оказываются первые три-четыре шага. В то самое мгновение, когда шайба касается льда, делающий рывок хоккеист должен бросить вес своего тела вперёд, опережая даже ведущую ногу. В этот момент внутреннее ребро лезвия конька сильно врезается в лёд, а другая нога идёт вперёд. Шаг не должен быть длинным: что-нибудь около десяти сантиметров будет вполне достаточно, а идущий вперёд конёк нужно поднимать ровно настолько, чтобы он не задевал за лёд , причём носок конька следует слегка отводить в сторону. Затем вперёд идёт другая нога. Шаги получатся отрывистые и со стороны кажутся неуклюжими, но такой хоккеист, как Жиль Трэмбли, сохраняет при этом полнейшее равновесие. Сколько метров хоккеист передвигается в таком стремительном темпе, зависит от того, как развиваются игровые события на поле. Многие хоккеисты стремятся слишком быстро удлинять шаг и переходить на нормальный темп бега, а это неправильно. Нормальным шагом хоккеист может быстрее пробежать длинную дистанцию, но, делая быстрый рывок с места вбрасывания, он ставит себе лишь одну цель - завладеть шайбой. Молодым хоккеистам следует отрабатывать быстрые рывки, уделяя им столько же внимания, сколько и приёмам остановки, причём в процессе тренировки нельзя ограничиваться лишь рывками строго вперёд. Необходимо отрабатывать рывки с места и влево, и вправо, и даже назад. 
Возвратимся опять к Жилю Трэмбли. Вот он подкатился к месту вбрасывания, приняв безупречную для данного случая стойку. На этот раз вбрасывание производится вправо от ворот его команды, и Трэмбли занял место у линии круга, стоя спиной к воротам, но так, чтобы не закрывать вратаря. Как только шайба вброшена, центральные нападающие сразу же начинают борьбу за неё, и вдруг чёрным метеором она пролетает позади Трэмбли перед площадью ворот. В мгновение ока Жиль Трэмбли бросает вес своего тела влево и одновременно переносит правый конёк через левый, делая скрестный шаг. В то время как его правый конёк находится в движении в воздухе, внешнее ребро левого конька начинает вгрызаться в лёд. Левое колено Трэмбли согнуто, и, когда он его выпрямляет, создаваемый бедром толчок бросает его вперёд в нужном ему направлении. Плечи и бёдра Трэмбли разворачивает до тех пор, пока центр его груди не окажется направленным точно на шайбу, а правый конёк не коснётся льда. Происходит новый мгновенный перенос веса тела, и внутренним ребром правый конёк врезается в лёд. Едва отойдя ото льда, левый конёк Жиля Трэмбли “забегает” на десяток сантиметров впереди правого, и вот Жиль уже выполняет быстрый рывок, двигаясь резкими толчками. Всё это происходит настолько быстро, что иной и глазом моргнуть не успеет. Конечно, такому выполнению рывка за несколько дней не научишься. Секрет выполнения рывка с поворотом из положения для вбрасывания лежит в развороте плеч и коротких шагах, позволяющих хоккеисту ринуться к шайбе. Не в пример Жилю Трэмбли некоторые хоккеисты не могут выполнять рывки вправо и влево с одинаковой лёгкостью, а тем не менее крайне необходимо, чтобы хоккеист обладал умением делать рывок в любом направлении и выполнял его как можно быстрее. Здесь мы снова возвращаемся к скрестному шагу, к умению выполнять его и влево, и вправо. В зависимости от того, какая рука хоккеиста сильнее, он и повороты предпочитает делать в “удобную” сторону. Однако путём непрерывных упражнений можно научиться поворачиваться и в “неудобную” сторону, причём так, что со временем разницы в выполнении поворотов почти не будет заметно. 

Категория: Полезная иформация | Добавил: issm (11.12.2008)
Просмотров: 6921 | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]